КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ ЕГЭ-2022. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Share:

ФИПИ опубликовал перспективные модели измерительных материалов для ЕГЭ по большинству предметом, в том числе по обществознанию: ФИПИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МОДЕЛИ. Документы опубликованы для широкого профессионального обсуждения и в достаточно сыром виде (в случае с обществознанием, по-моему, есть явные опечатки). В любом случае они будут использованы не ранее 2022 года и, возможно, переход будет постепенным.

В предлагаемом варианте экзамена 23 вопроса. Тестовые задания и задания с развернутым ответом почему-то перемешаны. У меня получилось, что за тестовые задания дают 27 баллов, а за развернутые ответы — 30. То есть соотношение развернули — сейчас тестовая часть и развернутые ответы соотносятся как 34 и 30. Пишу «у меня получилось», потому что не смогла разобраться, сколько дают за задание 16 в тестовой части — его просто нет в списке (написано, что дают 1 балл за задание 17 — это полномочия органов государственной власти; предполагаю, что имели в виду как раз 16, оно и сейчас оценивается в 1 балл, а 17 я посчитала как 2 балла — иначе не получатся заявленные в Спецификации 57 баллов в целом).

Общая схема следующая (первые цифры — номера вопросов):
1-4 (10 баллов) анализ текста в его современном виде
5-7 (6 баллов) тестовые задания по разделу «Человек и общество»
8 (3 балла) график, только теперь надо самостоятельно сказать, что это (спрос или предложение), что с ним происходит (растет или сокращается), назвать 2 фактора, которые могут привести к таким изменениям, и объяснить их действие
9-11 (6 баллов) тестовые задания по экономике
12 (2 балла) диаграмма, причем надо самостоятельно предположить, о чем могли спрашивать (сформулировать вопрос) и зачем (дать 2 варианта цели такого исследования — у самих авторов в ключах получилось, по-моему, не очень)
13 (2 балла) тестовое задание по социологии
14-17 (7 баллов) тестовые задания по политологии, 16 — конституционный строй (я считала как 1 балл), 17 — полномочия органов власти (я считала как 2)
18-20 (6 баллов) тестовые задания по праву
21 (4 балла) познавательная задача
22 (4 балла) смысл понятия и 2 вопроса к нему
23 (7 баллов) план, но теперь по одному из детализированных пунктов надо дать объяснение по существу — изложить теоретические положения, привести рассуждения и сделать вывод, а также снабдить это все двумя примерами по правилам, которые сейчас применяются к эссе.

Полагаю, что экзамен существенно усложнили как для самых сильных, так и для самых слабых.

На тестовые задания, на которые слабого ученика можно просто «натаскать» теперь приходится менее половины баллов.

С другой стороны, 23 задание мне кажется очень серьезным усложнением для сильных учеников. Выбор, который сейчас есть при написании эссе, исчезает. Примеры (из 2 разных источников и несовпадающие по содержанию) на произвольно предложенную теоретическую тему для меня пока выглядят чем-то, требующим просто нечеловеческой эрудиции, — у меня, по крайней мере, такой нет. Кроме того, вечная проблема плана — можно не угадать, что именно хотят в детализации. Сейчас мы детализируем «с запасом», теорию и примеры писать таким образом не получится.

Не пострадают только сообразительные лентяи — тестовые задания вообще не изменились, в заданиях с развернутым ответом, кроме 23 вопроса, ни о чем сверхъестественном не спрашивают. А план и половину баллов за эссе они и так почти всегда теряют.

Будем ждать развития событий.