СОЦИОЛОГИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗ УЧЕБНИКА БОГОЛЮБОВА

Share:

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Социальная структура общества – взаимосвязанные социальные группы (стр.146).

Социальная мобильность – переход людей из одних социальных группы в другие (стр. 149), перемещения отдельных людей и целых групп в рамках социальной системы (8 класс, стр.106).

Каналы социальной мобильности (социальные лифты) – пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие (армейская служба, получение образования, овладение профессией, вступление в брак, приобретение собственности и др.) (стр. 149).

Социальные интересы – интересы людей, связанные с положением социальной группы в обществе и человека в этой группе (стр. 149).

Социальная дифференциация – разделение общества на социальные группы, занимающие разное положение в обществе (стр. 150).

Закрытое общество – тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью (стр. 151).

Открытое общество – тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью (стр. 151).

Социальная группа – совокупность людей, занимающих одну и ту же позицию в обществе или выполняющих одну и ту же роль; собрание людей, взаимодействующих определенным образом на основе взаимных ожиданий соответствующего поведения (8 класс, стр. 109).

СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ (8 класс)

Социальный статус – социальная позиция человека в обществе с вытекающими из нее правами и обязанностями (стр. 114).

Социальная роль – ожидаемое от человека данного социального статуса поведение (стр.115).

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Санкции – одобрение и поощрение либо неодобрение и наказание, нацеленные на поддержание социальных норм. Виды санкций – позитивные и негативные, формальные и неформальные (стр.156).

Отклоняющееся поведение – форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества (стр. 157); отклонение от социальной нормы, поведение, которое рассматривается обществом как нежелательное (стр. 161).

Формы отклоняющегося поведения – на уровне отдельной личности, в малых социальных группах, на уровне государства (8 класс, стр. 132).

Примеры отклоняющегося поведения – религиозный отшельник, сосредоточенный на решении крупной задачи ученый, профессиональный революционер, пьянство, наркомания, преступность, проституция (8 класс, стр. 132 – 137).

Преступление – посягающее на правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное Уголовным кодексом (стр. 160).

Преступность – совокупность преступлений, совершаемых в данном обществе в данный период времени (стр. 160).

Социальные нормы – предписания, требования соответствующего (социально одобряемого) поведения (стр.161).

Социальный контроль – совокупность средств, направленных на предотвращение отклоняющегося поведения (стр. 162).

ЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Геноцид – истребление целых групп населения по национальному признаку (стр.167).

Нация (1) в общегражданском смысле – культурно-политическая общность граждан определенного государства, (2) в этнокультурном смысле – этническая общность с единым языком, общей территорией и самосознанием (стр. 170). Другие признаки нации в этнокультурном смысле: общность экономической жизни, психологического склада, исторической судьбы, духовных и культурных ценностей (стр. 162).

Ксенофобия – навязчивый, искусственный страх перед людьми другой национальности, измышления об их «испорченности», «неполноценности» (стр. 170).

Национальная дискриминация – преднамеренное, специальное ущемление прав, интересов людей по признаку расовой, этнической принадлежности (стр.170).

Национальность – осознание человеком своей принадлежности к той или иной этнической общности (8 класс, стр.122).

Причины межнациональных конфликтов – территориальные споры, неравенство социально-экономических условий, сложности в использовании языка национальных меньшинств (8 класс, стр.126-127).

Направления преодоления (смягчения) этнических конфликтов – реализация принципов национально-территориальной и национально-культурной автономии, гарантии прав человека, в том числе права на национальное самоопределение, гарантии равенства вне зависимости от расовой и национальной принадлежности (8 класс, стр. 128).

СЕМЬЯ, БРАК, ГЕНДЕР

Брак – признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи (стр.174).

Функции семьи – репродуктивная, воспитательная, хозяйственная, экономическая, эмоциональная, социально статусная, первичного социального контроля, духовного общения, досуга (стр.175-176).

Бытовые отношения – устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных нужд (в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья, уходе за детьми, а также в общении, отдыхе, развлечении, физическом и культурном развитии) (стр. 178).

Семья (1) как малая группа – основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью, (2) как социальный институт– объединение, характеризующееся совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками (стр.181-182).

Многопоколенная (расширенная) семья – семья, включающая наряду с супругами и детьми других родственников (бабушек, дедушек и др.), ведущих совместное хозяйство и организующих повседневный быт (стр. 182).

Гендерные стереотипы – разделяемые большинством представления о различиях личностных качеств мужчин и женщин, об особенностях их поведения и выполняемых социальных ролях (стр. 185).

Гендер – социальные ожидания определенного поведения для мужчин и женщин, социально формируемые особенности мужественности и женственности (стр. 191).

Гендерная идентичность – внутреннее ощущение человеком своей принадлежности к определенному полу (стр. 191).

Эмансипация – освобождение от какой-либо зависимости, уравнение в правах (стр. 191).

МОЛОДЕЖЬ

Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических качеств (стр. 194); социальная группа, отличающаяся возрастными рамками и особым положением в обществе (стр. 200).

Молодежная субкультура – культура молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов (стр.199).

Субкультура – культура какой-либо социальной или демографической группы (стр. 200).

ДЕМОГРАФИЯ

Демография – наука о численности, составе и тенденциях изменения народонаселения (стр.205).

Депопуляция – убыль населения, при которой уровень рождаемости недостаточен для компенсации даже очень низкого уровня смертности (стр.210).

Рождаемость – демографический термин, характеризующий отношение количества рождений за определенный период на 1000 жителей (стр.210).

Смертность – статистический показатель, оценивающий количество смертей; в демографии – отношение числа умерших к общему числу населения (стр.210).