Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида (Б.Г.Ананьев)

Share:

В своем высказывании автор говорит о том, что становление социальных качеств человека – длительный и сложный процесс. Свои биологические характеристики каждый из нас получает при рождении, но формирование подлинно человеческих качеств, необходимых для осознания себя, для эффективного взаимодействия с окружающими, для полноценной жизни в обществе при этом только начинается.

Я полностью согласна мнением автора. В курсе обществоведения мы называем индивидом человека как носителя биологических качеств, присущих человеческому роду (такие как способность к прямохождению, размер и особое строение головного мозга, особенности строения кисти руки, строение гортани, не говоря уже о качествах, присущих многим животным – зрение, слух и пр.). Но эти биологические характеристики – лишь основа формирования человеческой личности (под личностью обществоведы понимают совокупность социально-значимых качеств человека), самосознания человека, его характера, способностей, мировоззрения и пр. Формирование личности человека происходит в процессе социализации, продолжающемся большую часть жизни человека (а по мнению многих специалистов, и всю человеческую жизнь). Социализация – процесс формирования социальных качеств человека, усвоения им социальных статусов и ролей. Основными агентами социализации, влияющими на человека в первые годы его жизни, являются семья и школа. Но социализирующее влияние мы получаем от любого целенаправленного или случайного воздействия общества на нас. В отсутствии такого воздействия (то есть при изоляции ребенка от общества) полноценная человеческая личность не формируется. Напротив, воспитание и самовоспитание могут сделать многое для формирования жизненного пути человека, его личности, в том числе для преодоления его врожденных биологических ограничений.

Одним из наиболее документированных примеров того, как влияет на развитие ребенка отсутствие социальных контактов в детском возрасте, является американская девочка, описываемая в литературе как Джини. Она была обнаружена властями в 1970 году после того, как провела первые 13 лет своей жизни в одиночестве в запертой комнате. На момент обнаружения умственное развитие девочки оценивалось как развитие годовалого ребенка. Ее реабилитацией занимался целый коллектив специалистов. Тем не менее, ей не удалось не только научиться говорить (она могла произносить отдельные бытовые слова, но не могла связывать их в предложения), но и освоиться в обычной жизни. По имеющимся сведениям, ей пришлось вернуться в психиатрическое лечебное заведение. При этом исследователи были убеждены, что проблемы Джини не связаны с каким-либо заболеванием, а являются результатом отсутствия нормального воспитания и социальных контактов в детском возрасте.

Примером значительной работы над собой, преодоления врожденных ограничений является великий русский полководец А.В.Суворов, о котором каждый из нас много слышит в курсе российской истории. Суворов родился слабым и болезненным мальчиком, до конца жизни оставался худощавым человеком очень небольшого роста. Но культ военной, офицерской карьеры, царившей в дворянском обществе того времени, и пример отца, человека жесткого, но образованного (автора первого русского военного словаря), сформировали интерес мальчика к военному делу, заставили активно заняться как своим образованием, так и закаливанием, тренировками. А.В.Суворов стал одним из самых выдающихся полководцев в истории России, внес большой вклад в развитие военного дела, не говоря уже о том, что и он сам, и войска под его командованием прославились умением вести военные действия в самых жестких погодных и географических условиях.

Таким образом, становление личности человека, его социализация – долгий и сложный процесс, результат которого зависит как от традиционных агентов социализации (или их отсутствия в жизни человека), так и от множества других факторов.