Чем меньше люди знают, тем обширнее кажется им их знание (Руссо)

Share:

В своем высказывании французский философ поднимает проблему ограниченности наших знаний об окружающем мире и о самих себе. Причем понимание ограниченности накопленного знания и самих познавательных возможностей человека приходит только с ростом самого знания. Только по мере того, как человек понимает, насколько огромен и разнообразен окружающий его мир, он приходит к осознанию того, насколько незначительная часть это мира нашла отражение в нашем познании.

Познание – процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром. Выделяют обыденное и специализированное познание (научное, религиозное, эстетическое, философское). Человек, ограниченный рамками обыденного познания, знанием, приобретаемым исключительно в рамках обычной повседневной деятельности, обычно не склонен задумываться о том, что представляет собой мир в целом, и какую незначительную его часть мы знаем. Но и представители науки часто бывают излишне оптимистичны в оценке соотношения познанного и неизвестного в той или иной области. В вопросе о принципиальной познаваемости мира можно выделить три позиции: агностики, отрицающие саму возможность познания реальности, сторонники научного оптимизма, уверенные в том, что человек может раскрыть все тайны мироздания, и занимающие промежуточную позицию скептики. Интересно, что позиции научного оптимизма были особенно сильны во второй половине XIX века, по мере развития науки оптимистов существенно потеснили скептики. Осознание ограниченности нашего знания – естественный и необходимый компонент процесса познания. Платон приводит слова Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». Сократ пояснял свою мысль так: люди обычно полагают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Получается, что, зная о своем незнании, я знаю больше, чем все остальные. Наглядно соотношение нашего знания и незнания можно представить следующим образом: вообразим, что всё наше знание — это внутренность шара, а незнание — внешность шара. Чем больше становится наше знание, тем больше становится площадь поверхности шара — наше «соприкосновение» с незнанием.

Широко известный пример расширения горизонтов науки – биография Макса Планка, лауреата Нобелевской премии по физике 1918 г. Согласно его собственным воспоминаниям, его научный руководитель, известный в то время немецкий физик Филипп Жолли, в 1878 году рекомендовал Планку не заниматься физикой, говоря, что «в этой области почти всё уже открыто, и всё, что остаётся — заделать некоторые не очень важные пробелы». Как мы знаем, за истекшие 150 лет принципиально изменились как представления ученых о природе окружающей нас реальности, так и суждения о том, в какой степени физики близки к познанию конечных основ нашей Вселенной.

Еще более ограничены наши возможности точного знания в вопросах нашей собственной жизни, понимания наших желаний и целей, нравственного выбора, восприятия поведения и внутреннего мира окружающих нас людей. Во втором томе «Войны и мира» Пьер Безухов, ожидающий лошадей на станции в Торжке по дороге из Москвы в Петербург после объяснения с женой, перед самой встречей со стариком-масоном, размышляет о человеческих судьбах, предназначении и смысле жизни: «Ничего не найдено, ничего не придумано. Знать мы можем только то, что ничего не знаем. И это высшая степень человеческой премудрости».

Таким образом, мы можем утверждать, что по мере накопления знаний (как одного человека, так и человечества в целом) растет и понимание их ограниченности.