ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. ЧАСТЬ 1: БАЛАНС

Share:

Естественно, прямо нас на экзамене об этом не спрашивают. Но понимание этих концепций может помочь при выполнении некоторых заданий с развернутым ответом. На прошлой неделе мне пришлось выслушать, например, несколько интересных концепций в отношении того, что такое нематериальные активы. Поэтому, приступим. Сначала я расскажу о балансе предприятия.

Все предприятия ведут учет своего имущества (оно называется «активы») и источников средств, за счет которых это имущество приобретено (они называются «пассивы», часть пассивов – обязательства бизнеса).

Активы делятся на оборотные и внеоборотные.

Оборотные активы «одноразовы», мы целиком и полностью используем их в производственном цикле. Самый понятный пример оборотного актива – сырье. Если наша пекарня закупила муку, этой мукой можно воспользоваться только один раз. Мы печем из нее булочки, продаем их (здесь мука превращается в деньги), а потом закупаем новую партию муки. Мука таким образом «оборачивается» в рамках каждого производственного цикла.

К оборотным активам будут отнесены (1) сырье, (2) испеченные, но еще не проданные булочки, (3) булочки, которые находятся в процессе выпечки – для булочной это не очень актуально, но многие промышленные предприятия производят изделия, которые изготавливаются от нескольких дней (как автомобили) до нескольких лет (сложные морские суда), (4) деньги в кассе предприятия и на его расчетном счете в банке, (5) задолженность тех покупателей, которые уже получили свои булочки, но еще их не оплатили (представим, что наша пекарня поставляет хлеб соседнему ресторану ежедневно, а оплату получает, например, по итогам месяца – задолженность ресторана за уже поставленные булочки будет называться дебиторской задолженностью). В балансах российских компаний пункты (1)-(3) отражены по статье «Запасы». Иногда оборотные активы называют оборотными средствами. Это не совсем официально, но и особой разницы здесь нет.

Внеоборотные активы – это имущество, которое предприятие использует во многих производственных циклах, иногда десятки лет. Прежде всего, это так называемые основные средства (1). Сюда мы отнесем земельные участки, здания и сооружения, оборудование, которым владеет предприятие. Если мы сельскохозяйственное предприятие, то сюда же попадут, например, плодовые деревья и ягодные кустарники или коровы на нашей ферме. То есть это все, что имеет материальное воплощение и используется предприятием на долгосрочной основе (для целей современного российского учета исключением будут активы стоимостью до 10.000 рублей или используемые менее года).

Далее идут те самые нематериальные активы (2). Это могут быть (2А) купленные нами патенты, лицензии. Например, если мы фармацевтическая компания, которая часть лекарств производит не по результатам собственных разработок, а по приобретенным лицензиям (стоимость собственных разработок в российском учете, строго говоря, учитывается по отдельной статье – но для наших целей, думаю, это не существенно) . Сюда же относятся (2Б) товарные знаки, бренды , если они имеют отдельную стоимость. На уроках мы говорили, что продать даже бутылку газировки существенно проще, если на ней стоит узнаваемое название, и The Coca-Cola Company в балансе за 2019 год показывает 9,3 млрд. долларов как стоимость торговых марок. В определенные обстоятельствах к нематериальным активам относится и (2В) деловая репутация фирмы. Она получает свою оценку, если бизнес продается целиком. Тогда компания-покупатель поставит на свой баланс здания и оборудование приобретенного бизнеса как основные средства, а разницу в цене учтет как нематериальный актив (понятно, что это может произойти, только если покупается успешный бизнес). В балансе той же The Coca-Cola Company это 16,7 млрд. долларов. Для экзамена этих примеров должно хватить.

Финансовые вложения (3) к внеоборотным активам не относятся, это отдельная статья баланса. Деньги на счетах, размещенные в банках краткосрочные депозиты, любые другие краткосрочные финансовые активы мы отнесем к оборотным средствам. А финансовые вложения – долгосрочные инвестиции в акции, вложения в облигации и прочее. Компания может хранить таким образом свои резервы. У Apple, например, из 339 млдр. долларов активов 228 млрд. – вложения в торгуемые ценные бумаги.

Итак, пока у нас получилась вот такая условная схема.

Актив

1. Внеоборотные активы

1.1. Основные средства (земельные участки, здания и сооружения, оборудование и т.п.).

1.2. Внеоборотные активы (лицензии и патенты, торговые марки, деловая репутация).

1.3. Финансовые вложения (долгосрочные вложения в акции, облигации и пр.)

1.4. Прочие внеоборотные активы.

2. Оборотные активы

2.1. Запасы (сырье, полуфабрикаты, готовая продукция).

2.2. Задолженность покупателей.

2.3. Денежные средства в кассе и на счетах.

2.4. Прочие оборотные активы.

Например, в балансе ПАО «Газпром» 12,3 трлн. рублей внеоборотных активов и 3,4 трлн. оборотных. Во внеоборотных активах почти 8 трлн. приходится на основные средства. Финансовые вложения в размере 4 трлн. рублей показывают стоимости дочерних и зависимых компаний. В оборотных активах лидирует дебиторская задолженность – 1,9 трлн. рублей, запасы составляют 0,7 трлн. рублей.

Если вы читаете на большом экране, здесь можно увидеть актив баланса ПАО «Газпром» за 2019 год:)
Если вы читаете на большом экране, здесь можно увидеть актив баланса ПАО «Газпром» за 2019 год:)

Переходим к пассиву баланса. Это источники средств для деятельности предприятия. Они делятся на два больших блока: капитал и обязательства.

Капитал – это собственные средства предприятия. Они складываются из средств, внесенных учредителями, и результатов деятельности самого бизнеса.

При создании предприятия, еще до его государственной регистрации, учредители должны внести в его капитал определенные денежные средства или другое имущество. Само имущество и деньги на счетах станут первыми активами нового бизнеса, а их денежная оценка будет записана в пассив баланса. Собственники бизнеса могут вносить дополнительные средства и позже, когда бизнес уже работает. Как именно называются собственники и их взносы, зависит от организационно-правовой формы, в которой создано предприятие. Если это акционерное общество, речь идет о выпуске (эмиссии) акций и их приобретении акционерами. Владельцы общества с ограниченной ответственностью называются участниками, они выкупают доли в обществе и вносят дополнительные вклады для увеличения его капитала. Но в любом случае размер средств внесенных собственниками в капитал предприятия отражается в его основном официальном документе – уставе, а сами средства в совокупности называются уставным капиталом предприятия (в некоторых организационно-правовых формах он будет называться складочным капиталом, уставным фондом и т.п.).

Капитал ежегодно пополняется за счет нераспределенной прибыли. Это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и выплат собственникам (в акционером обществе эти выплаты называют дивидендами, для выплат участникам общества с ограниченной ответственностью специального названия нет, сам процесс называется распределением прибыли). Если по итогам деятельности формируется убыток, он показывается по этой же статье как отрицательная величина (в отчетности такие величины показывают в скобках). Общая величина капитала компании в этом случае будет меньше, чем сумма средств, внесенных собственниками. Говорят, что предприятие «проедает» свой капитал.

В балансах некоторых российских промышленных и добывающих предприятий в этом разделе существенная часть приходится на так называемую переоценку основных средств. Если, например, компания купила или получила в качестве взноса в уставный капитал офисный центр, и было это где-то в 1990-х годах, текущая стоимость это офисного центра очень отличается от той величины, по которой он был отражен в балансе изначально. Поэтому компании периодически производят переоценку основных средств в текущих ценах, после чего в актив имущество попадает в своей новой оценке, а пассив увеличивается на сумму переоценки (баланс ведь должен сходиться:). В балансе ПАО «Газпром», например, такой переоценки на 5,9 трлн. рублей.

Теоретически, понятие капитала в разных областях экономической науки и в практике используют во множестве разных значений. Во-первых, иногда говорят о «заемном капитале» в противоположность «собственному капиталу». Мне такое сочетание кажется странным, но у части специалистов-практиков оно весьма распространено. Во-вторых, капитал могут делить на «денежный капитал» и «физический капитал». И даже серьезно спорить о том, что денежный капитал – это и не капитал вовсе. Скорее всего, это идет из советской (марксистской) политэкономии, где капитал противостоит труду, где этим термином называют средства производства, и особо подчеркивают, что только в форме «производительного» («промышленного» у Маркса) капитала он участвует в производстве новых товаров. Применительно к нашим тестам авторства ФИПИ я проверила: денежный капитал – вполне себе капитал, можем спать спокойно:) В-третьих, в экономической теории иногда говорят о человеческом капитале. П.Кругман (лауреат Нобелевской премии 2008 года) и Р.Уэллс в своем учебнике определяют его как «образовательные достижения и навыки работников». К финансовым показателям фирмы он отношения не имеет, он важен, скорее, в масштабах государства или для отдельного работника.

Для нашего экзамена мы также должны обратить внимание на то, что к собственным источникам финансирования бизнеса (это вопрос 02.07 Кодификатора) мы относим только нераспределенную прибыль, поскольку только ее создает сам бизнес. Средства, вносимые в бизнес его владельцами на любых стадиях и в любых формах, на экзамене считаем внешними источниками финансирования.

Обязательства бизнеса – это заемные средства, привлекаемые им для своего финансирования. В современных российских балансах их разделяют на долгосрочные (более 12 месяцев с отчетной даты) и краткосрочные (до 12 месяцев).

Обязательства могут включать банковские кредиты, выпущенные облигации, векселя (не уверена, что они еще сохраняются в современном хозяйственном обороте) и займы. Подробнее мы говорим о них в вопросах, посвященных банковским операциям и ценным бумагам.

Отдельной статьей в составе обязательств является кредиторская задолженность. Это обязательства бизнеса оплатить уже приобретенные товары и услуги (в сколько-нибудь крупном бизнесе действует так называемый метод начисления – наша пекарня будет считать муку приобретенной, когда получила ее и подписала соответствующие документы, а заплатить за нее она может как раньше, так и позже, в зависимости от договоренностей продавцом). Кроме того, в составе кредиторской задолженности могут быть авансы, полученные от покупателей и заказчиков (например, если ресторан из примера выше получает наши булочки на ежедневной основе, а заказывает и оплачивает их на месяц вперед, авансом). В составе кредиторской задолженности обязательно будет и задолженность по оплате труда перед персоналом. Трудовой кодекс разрешает завершать выплаты по заработной плате до 15 числа следующего месяца, то есть на 1 число почти в любом бизнесе будет фиксироваться уже отработанное, но еще не оплаченное рабочее время сотрудников. В некоторых бизнесах кредиторская задолженность может быть серьезным источником финансирования. И это хорошо — она, как правило, бесплатна (по ней, в отличие от банковских кредитов или облигаций, не надо платить проценты).

В результате у нас получается следующий результат.

Пассив:

1. Капитал

1.1. Уставный капитал

1.2. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

1.3. Прочее

2. Долгосрочные обязательства (банковские кредиты, займы, облигации и пр., подлежащие погашению позже 12 месяцев с отчетной даты).

3. Краткосрочные обязательства

3.1. Заемные средства (банковские кредиты, займы, облигации и пр. со сроком погашения до 12 месяцев)

3.2. Кредиторская задолженность:

3.2.1. Авансы покупателей и заказчиков

3.2.2. Задолженность перед поставщиками и подрядчиками

3.2.3. Задолженность по оплате труда

Например, в балансе ПАО «Газпром» мы видим сравнительно небольшой уставный капитал – 118 млрд. рублей, а основную часть капитала составляют переоценка внеоборотных активов (рост стоимости основных средств) и нераспределенная прибыль – 5,9 и 5,4 трлн. рублей соответственно. Обязательства сравнительно невелики – 4,5 трлн. рублей. Долгосрочные обязательства составляют 1,8 трлн. рублей и представлены, в основном, небанковскими займами (обычно так отражают в учете перераспределение средств в компаниях одной финансово-промышленной группы). Краткосрочные обязательства (то есть подлежавшие погашению в 2020 году) составляют 2,1 трлн. рублей, из которых 0,9 трлн. – кредиторская задолженность (в том числе 0,7 трлн. – задолженность перед поставщиками и подрядчиками).

И снова баланс ПАО «Газпром» за 2019 год, пассив
И снова баланс ПАО «Газпром» за 2019 год, пассив

Конкретный набор статей в балансе определяется законодательством каждой страны. Кроме того, существуют так называемые Международные стандарты финансовой отчетности, применяемые, например в Евросоюзе (на территории Российской Федерации компании, которые ведут международную деятельность и нуждаются в предоставлении своих финансовых данных иностранным контрагентам, составляют отчетность в соответствии с МСФО дополнительно к российской). Но общие принципы примерно одинаковы. Баланс – это всегда актив (имущество) и пассив (источники средств). Активы делятся на оборотные и внеоборотные, пассивы – на капитал и задолженность. Заметным различием может быть только порядок группировки статей. В некоторых системах (прежде всего, в США) начинают с самых ликвидных активов и краткосрочных обязательств. В других (в том числе, у нас) с самых «долгоиграющих». Как выглядит стандартная форма баланса для российских компаний, можно посмотреть на рисунке ниже.

ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. БАЛАНС, изображение №3