Как человеческое творение культура превосходит природу, хотя ее источником, материалом и местом действия является природа (П.С.Гуревич)

Share:

Смысл приведенного высказывания я вижу в следующем: с одной стороны, культура – специфическая реальность, выходящая за пределы биологической предопределенности, дающая и обществу в целом, и отдельному человеку множество дополнительных возможностей, с другой стороны, ее развитие во многом определялось и определяется окружающей нас природной средой.

Культуру мы понимаем как совокупность форм и результатов деятельности общества, представленных в продуктах материального и духовного производства, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение небиологическим путем. Культура в этом, широком, смысле – создаваемая обществом новая, отличная от природы, реальность. Она обеспечивает приспособление человека как биологического вида к окружающей среде, регулирование жизни человека и общества, организацию взаимодействия отдельных людей и человеческих общностей, социализацию новых поколений людей, наконец, создание, накопление и передачу социальных ценностей.

Благодаря достижениям культуры человек, во-первых, вышел далеко за пределы ограничений установленных для него природой: заселил районы, жизнь в которых в естественных условиях была бы для него невозможна, в основном избавился от голода и многих тяжелых болезней, сформировал общественные нормы, которые обеспечивают выживание (а во многих случаях, и достойную жизнь) тем, кто ограничен к своих физических возможностях или в раннем детстве остался без попечения родителей. Во-вторых, человеческие устремления и свершения выходят далеко за пределы, обусловленные необходимостью физического выживания. Духовные потребности современного человека многообразны: наслаждение творениями искусства, поиск смысла жизни, изучение основ мироздания. Все это дает возможность говорить, что созданная человеком культура действительно в определенном смысле превосходит природу.

С другой стороны, человеческая культура исторически формировалась и во многом развивается сейчас как ответ на те вызовы, которые ставит перед человеком окружающая его природная среда. Первые технические достижения были связаны с необходимостью увеличить сборы урожая, первые формы государства – с необходимостью строительства крупных ирригационных систем. В развитии своей техники и технологий мы ориентируемся на те ресурсы и условия, которые способна предоставить нам природа. Природа является источником вдохновения для людей искусства и инженеров (если говорить о таком направлении инженерной мысли, как бионика). Специфические природные условия определяют особенности формирования национальной культуры, с ее специфическими ценностями, традициями, художественным творчеством. Кроме того, в последние десятилетия человечество начинает по настоящему осознавать, что без сохранения природной среды обитания невозможно будет сохранение и развитие цивилизации, и начинает предпринимать первые серьезные шаги к контролю и ограничению своего воздействия на окружающий мир.

Для меня важным примером того, как далеко продвинулось человечество по пути от обычного для животных следования установлениям природы являются существующие в настоящее время технологии работы с людьми с ограниченными возможностями. В Сергиевом Посаде в Московской области находится интернат, в котором работают со слепо-глухими от рождения детьми. Разработанные по второй половине ХХ века на базе интерната приемы работы позволяют успешно налаживать связь таких детей с окружающим миром, организовывать их социализацию. Работники интерната говорят, что в советские годы нескольким выпускникам интерната удалось даже получить высшее образование. Очевидно, что в естественное природной среде люди с такими серьезными физическими ограничениями были бы обречены. И, разумеется, в судьбе таких детей решающее значение имеют не только разработки в специальных отраслях педагогики, но и общая готовность общества серьезно воспринимать такие проблемы и формировать соответствующие культурные нормы (в отличие от Древней Спарты, где убивали новорожденных с несравнимо меньшими недостатками).

За иллюстрациями того, как природные условия формируют самые основы жизни того или иного общества нам лучше обратиться к истории. Великий русский историк В.О.Ключевский, приступая к описанию второго этапа русской истории в своем курсе лекций (лекция 17), показывает влияние особенностей климата и рельефа междуречья Оки и верхней Волги на особенности расселения, хозяйства и даже национального характера великороссов. В то время как внешние опасности и недостаток воды в степи заставляли жителей южной Руси селиться огромными селами, а близость черноморских рынков содействовала развитию торговли и городов, жители средней полосы России с трудом находили в лесах и болотах небольшие участки для деревень на 1-3 двора. Скудность почвы заставляла их развивать побочные промыслы, такие как бортничество и солеварение. С изменчивостью и ненадежностью погоды автор связывает многообразие примет. С коротким летом, ограничивающим период активных сельскохозяйственных работ, – привычку к короткому напряжению в труде всех сил и неспособность трудиться размеренно и планомерно.

Все это еще раз подтверждает, что культура во многом определяется условиями окружающей природы, но развитие человеческого общества позволяет далеко выйти за очерченные ею границы.