ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ

Share:

1. Институты в экономической теории. Институциональная и неоинституциональная экономика – важные направления экономической мысли, развивающиеся уже более 100 лет и получившие широкое общественной признание. Достаточно сказать, что целый ряд нобелевских лауреатов по экономике последних десятилетий работали именно в этом направлении. Самые известные из них – Рональд Коуз (1991), Роберт Фогель и Дуглас Норт (1993), Элинор Остром и Оливер Уильямсон (2009), Оливер Харт и Бенгт Хольмстрем (2016). Часто к институциональной экономике относят и исследования других нобелевский лауреатов.

С этой точки зрения, экономические институты – сложившиеся в обществе устойчивые формальные и неформальные правила, которые регулируют экономическую деятельность людей и, как говорит современная наука, предопределяют экономические успехи и неудачи того или иного общества.

Центральное экономический институт – собственность. От того, как устроены, насколько определены и стабильны отношения собственности в обществе, зависит вся экономическая жизнь. Ведь люди гораздо более склонны заботиться о сохранении и приумножении своего имущества, чем об имуществе довольно неопределенного коллектива людей (общины или государства) или имуществе человека, которого они никогда не видели (государя, помещика). И они готовы проявлять гораздо больше инициативы, изобретательности и трудолюбия, если уверены, что смогут сами воспользоваться результатами своего труда, что эти результаты не изымет государство, феодал или бандиты.

Другие институты, о которых часто говорят – контракт, деньги, рынок. Например, экономика развивается гораздо быстрее, если можно договориться о довольно сложной сделке и быть уверенным, что все ее стороны выполнят свои обязательства (потому что этого требуют закон, или религиозные и этические установки участников), чем если возможен только непосредственный прямой обмен товара на товар или товара на деньги (например, денег на стулья как у героев Ильфа и Петрова). Или представьте, какого количества бизнесов не могло бы возникнуть, если бы не было универсальных, приемлемых для всех денег, к которым мы привыкли, если бы был возможен только бартерный обмен.

Институты могут быть формальными и неформальными. Например, собственность или контракт в современном обществе детально регулируются законом, в важных случаях фиксируются документально (письменно), а иногда и подлежат государственной регистрации (например собственность на землю). Пример неформального института – очередь. Она определяет, когда мы получим нужное нам благо (в случае дефицита – получим ли вообще), но ее правила обычно нигде не зафиксированы, определяются обычаем и самими людьми, которые ее составляют (например, не во всякую очередь получится вернуться, если вы отошли на какое-то время).

2. Экономические институты для целей ЕГЭ. Наша школьная программа, кодификатор и учебники идут каким-своим путем и рассказывают об институтах в экономике с общих «околосоциологических» позиций (не очень понимаю, почему – институтам права они никаких специальных смыслов не приписывают, поэтому объяснить это интересами единства курса, видимо, не получится). Поэтому экономическая теория нам здесь не очень поможет. Посмотрим на материалы, на которые мы можем опираться при подготовке к экзамену.

Учебник Боголюбова явно относит к экономическим институтам производство и, скорее всего, предпринимательство (хотя прямого утверждения в тексте нет), – см. учебник 10 класса, стр. 20-22 (у меня издание 2022 года). Сам кодификатор (основной для нас документ ФИПИ) называет экономическими институтами рынок, предпринимательство и, скорее всего, собственность (прямо она институтом не названа, но включена в абзац об экономических институтах). Кодификатор также говорит о финансовых институтах, но здесь непонятно, в каком значении используется слово «институты».

То есть безусловно (так, чтобы было на что сослаться на апелляции) институтами для целей экзамена являются производство, предпринимательство и рынок.

3. Общая информация об институтах для ЕГЭ. Далее, вспоминаем, что учебник Боголюбова говорит об институтах в целом.

Определение института:  исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Элементы (характеристики института):

(1) совокупность лиц, занятых определенным видом деятельности и обеспечивающих в результате удовлетворение значимой для общества потребности,

(2) система правовых и нравственных норм, обычаев и традиций, регулирующих соответствующие типы поведения,

(3) учреждения, наделенные материальными ресурсами для определенного вида деятельности.

Это все – те же страницы 20-22 в учебнике за 10 класс.

4. Отдельные институты. Из этих соображений получается вот какое представление об основных экономических институтах для целей экзамена.

4.1. Рынок – исторически сложившаяся устойчивая форма организации свободного и взаимовыгодного обмена товарами и услугами, основанная на разделении труда и конкуренции, регулируемая правовыми нормами и обычаями делового оборота. Признаки: (1) основанные на разделении труда отношения обмена между участниками, (2) свободное и взаимовыгодное принятие решений хозяйствующим субъектами, (3) конкурентный характер деятельности участников. Функции рынка, его классификации, механизм действия в учебниках описаны достаточно подробно. В современном кодификаторе рынку полностью посвящены вопросы 0205 и 0206.

4.2. Предпринимательство – исторически сложившаяся форма организации деятельности людей, направленная на получение прибыли в результате удовлетворения потребностей общества путем производства необходимых ему благ (товаров и услуг) и организации обмена ими, предполагающая самостоятельность принятия решений, связанная с риском и регулируемая как правовыми нормами, так и обычаями делового оборота. Признаки: (1) направленность на получение прибыли, (2) самостоятельность в принятии решений, (3) риск убытков, потери имущества, (4) производство товаров и услуг (в том числе финансовых и консультационных) как основные типы деятельности. 

В отношении форм предпринимательства мы можем говорить об организационно-правовых формах (АО, ООО, ИП и т.д.), о видах предпринимательства как их дает новый учебник профильного уровня (производственное, торговое, финансовое и консультационное).

Функции предпринимателя я бы сформулировала следующим образом: (1) объединение всех факторов производства, организация производства товаров и услуг для удовлетворения потребностей людей и общества в целом, (2) создание новых рабочих мест, (3) налоговое наполнение государственного бюджета, (4) экономическое новаторство (создание новых благ и способов их производства), (5) оптимизация производства товаров и услуг, в том числе отраслевой структуры экономики.

Если мы пишем план развернутого ответа, возможно, имеет смысл добавить государственную поддержку предпринимательства и специфику малого и среднего предпринимательства. В современном кодификаторе предпринимательству посвящен вопрос 0209.

4.3. Производство – исторически сложившаяся форма деятельности людей, направленная на создание необходимых для жизни человека и общества благ, требующая использования труда человека, его знаний и навыков, материальных ресурсов, и, как правило, подразумевающая те или иные формы разделения труда и кооперации (сотрудничества) людей, регулируемая правовыми нормами, обычаями и традициями.

С производством из наших институтов сложнее всего. Экономистам описывать производство как институт в голову как-то не приходило. Для них институты – правила, которые регулируют экономическую деятельность и, в том числе, производство. В отечественной социологической литературе для вузов нашла три книжки за последний 30 лет, две из которых послужили основой для соответствующего параграфа в профильном учебнике. В учебниках ФПУ о производстве как экономическом институте нет вообще ничего. Строго говоря, не очень понятно даже, правильно ли говорить о производстве услуг.

Так или иначе, в качестве признаков я бы взяла (1) деятельность людей, (2) направленность на создание благ (товаров и услуг), (3) необходимость использовать факторы производства: природные ресурсы, труд людей, капитал, предпринимательские способности и информацию, (4) разделение труда и специализацию в развитых формах производства.

Функции мы можем взять только из профильного учебника, но он не входит в ФПУ, и функций там только две: производственно-экономическая (организация производства, сбыта, материально-технического обеспечения) и социально-организационная (организация производственных связей, создание производственных коллективов). Я бы рискнула сформулировать их следующим образом:  (1) насыщение рынка товарами и услугами, (2) организация связей между людьми и социальными группами, (3) социализация человека и формирование особой трудовой этики (отголоски всего это можно найти в тексте профильного учебника).

Видов производства мы можем придумать сколь угодно много – по организационно-правовой форме, по производимому продукты, по способу организации деятельности и пр. Возможно, имело бы смысл отдельно рассказать о разделении труда и кооперации, но в этом вопросе, насколько я помню, устойчивой традиции в наших учебниках нет – то, что напишем мы, скорее всего, не совпадет с ожиданиями экспертов.

В план развернутого ответа можно было бы добавить отдельными пунктами факторы производства и основные вопросы экономики (они все сформулированы вокруг производства: что производить, как производить, для кого производить).

4.4. Собственность – несмотря на то, что однозначно экономическим институтом она нигде в наших источниках не названа, полезно описать ее тоже. Во-первых, это все-таки основной институт для экономистов. Во-вторых, такое понимание собственности, скорее всего, предполагается кодификатором и профильным учебником.

Собственность хуже укладывается в рамки социального института, описанного в учебнике Боголюбова – здесь нет деятельности людей, сложнее увидеть наделенные ресурсами учреждения. Но если бы я должна была написать что-то для целей экзамена…

Рискну определить для наших целей собственность как правила, определяющие принадлежность благ и права по их использованию, а также существующие в обществе отношения, направленные на их определение и поддержание. Признаки собственности: (1) отношения  принадлежности благ и распоряжения ими, (2) детальное регулирование нормами права, (3) опора на основанные на государственном принуждении санкции, предусмотренные гражданским и уголовным законодательством. Функции собственности: (1) обеспечение стабильности и предсказуемости экономических и других общественных отношений, (2) определение порядка принятия решений об организации производства, (3) распределение произведенного продукта, формирование социальной структуры общества.

В плане развернутого ответа  я бы добавила формы собственности в Конституции РФ: частная, государственная, муниципальная и иные (экономисты обычно выделяют частную, государственную и, в последние десятилетия,  коллективную) и полномочия собственника в российском праве: владение, пользование и распоряжение.

5. Обобщим основные выводы. Экономические институты в школьном курсе обществознания не имеют почти ничего общего с экономическими институтами в экономической теории. Основные источники информации для нас: (1) общая информация об институтах в базовом учебнике Боголюбова, (2) перечень институтов в самом Кодификаторе, (3) информация об институтах в профильном учебнике обществознания 2023 года (этот учебник не входит в ФПУ, ссылки на него могут не принять на апелляции, но многие эксперты будут с ним знакомы).

В качестве экономических институтов мы можем уверенно называть производство, рынок, предпринимательство, с меньшей уверенностью — собственность. Описание института можно стоить про принципу (1) основные признаки, характеристики, (2) функции (общественные потребности, удовлетворяемые институтом), (3) регулирующие социальные нормы. И самое главное. Я не думаю, что нас подробно будут спрашивать об экономических институтах на экзамене в этом году. И в старом кодификаторе были абстрактно-теоретические вопросы, которые ни разу не превращались в задания реального экзамена, открытого банка заданий ФИПИ или сборников Котовой и Лисковой. Например, может ли кто-то вспомнить задания по вопросу 5.14 старого Кодификатора о правовых спорах в целом, без привязки к конкретным отраслям права? Очень надеюсь, что вопрос об экономических институтах ждет та же судьба.