ЗАДАНИЯ С ГРАФИКАМИ

Share:

В целом, изменение задания с графиком можно только приветствовать. Во-первых, теперь мы получаем за это задание три первичных балла вместо одного в прежней версии экзамена. Во-вторых, стала менее опасной некоторая путаница в вопросе о влиянии на предложение ожиданий производителей и продавцов (подробнее об этом чуть ниже). При этом объем знаний, необходимых для успешного решения задания, не изменился.

Задание по-прежнему представляет собой «задачу на мат в один ход»: при неизменном предложении увеличивается или сокращается спрос или, наоборот, при неизменном спросе увеличивается или сокращается предложение. Сами графики изменились только внешне – раньше они отражали только изменяющийся параметр, теперь и тот, который остается неизменным.

Вопросы стандартные. Сначала надо сказать, что произошло с равновесной ценой. Поскольку теперь на графике всегда есть и спрос, и предложение, думать не надо совсем. Надо провести две горизонтальные линии от прежней и новой точек равновесия (это там, где пересекаются спрос и предложение) до пересечения со шкалой цен (это вертикальная ось координат), и посмотреть, падает или растет показатель. Это и есть ответ на первый вопрос.

Вопрос 1
Вопрос 1

Следующий вопрос – что могло вызвать такое изменение. Просят указать одно любое изменение (фактор) и объяснить его влияние применительно к указанному рынку. Здесь мы вспоминаем перечень неценовых факторов спроса и неценовых факторов предложения, выбираем что-то одно и описываем механизм действия этого фактора на конкретном указанном рынке. Причем сами авторы в опубликованных в сборниках ключах в большинстве случаев приводят не объяснения, а скорее примеры. Чтобы с нашим экзаменационным ответом все точно было в порядке, предлагаю сделать следующее. Сначала явно назвать неценовой фактор, а затем привести пример/объяснение, показывающий механизм его действия. И лучше, видимо, выбрать фактор, о котором есть, что написать. Например, в варианте 1 из сборника «10 вариантов» надо объяснить, почему мог упасть спрос на детское питание в стране Z. Первое, что приходит в голову – падение рождаемости. Но сочинить по этому поводу развернутое высказывание довольно сложно. Поэтому можно, например, сказать, что устойчивое снижение доходов в стране Z привело к недоступности детского питания для многих малообеспеченных семей, заставив их переключиться на менее сбалансированную, но более дешевую детскую пищу домашнего производства, поэтому спрос на детское питание в стране Z сократился (то есть в нашем объяснении должен быть какой-то промежуточный этап).

Вопрос 2
Вопрос 2

Третий вопрос связан с указанным в задании рынком, но совершенно не связан с ситуацией на графике. Нас спрашивают, что произойдет со вторым показателем (если в первой части задания спрашивали про спрос, здесь это будет предложение, и наоборот) и равновесной ценой при определенных обстоятельствах. Здесь тоже почти всегда (см. ниже) все просто. Классифицируем приведенное в задании обстоятельство по нашему списку неценовых факторов спроса и предложения. Например, в том же варианте 1 из сборника 10 вариантов сократились расходы на аренду помещений производителями. Здесь фактор (сокращение затрат производителей) назван в самом тексте задания, и он очевидно ведет к росту предложения. Прямо на данном в задании графике дорисовываем соответствующее изменение спроса или предложения (помним, что они увеличиваются вправо, а уменьшаются влево – оси переменной и значения функции здесь расположены не так, как в нашей школьной математике, поэтому перемещение вверх и вниз только запутает). Смотрим на точки пересечения с любой из имеющихся на графике линий спроса (не важно, с какой именно, но важно, чтобы с одной и той же). И снова прямо из картинки видим, как изменилась равновесная цена.

Вопрос 3
Вопрос 3

Единственное, на что необходимо обратить внимание, это задания, где третий вопрос затрагивает ожидания производителей и продавцов. Уже не раз обсуждалось, что подходы к этому вопросу непосредственно в демо-версиях ФИПИ и в сборниках Котовой и Лисковой несколько различаются. В сборниках Котовой и Лисковой производитель или продавец время от времени начинал реагировать на возможные изменения в поведении покупателей и поступать в соответствии со своими прогнозами. В официальных демо-версиях он так не делал. Вопросы с такой реакцией в новой версии заданий есть, я насчитала 6 таких заданий на 40 вариантов (вариант 6 в сборнике 10 вариантов, варианты 3, 9, 17, 23 и 27 в сборнике 30 вариантов). Покупатель реагирует на приближающийся экономический кризис, изменения моды, прогнозируемые изменения цен и даже активизацию разработчиков компьютерных вирусов. На мой взгляд, ситуация стала гораздо менее опасной: нам больше не надо гадать, следует ли учитывать такие факторы, а предсказать, в какую сторону они влияют, обычно несложно.

Ожидания производителей и продавцов в реальной жизни, конечно, имеют значение. И это касается и прогнозов в части макроэкономической ситуации, и ожиданий изменения спроса. Но приписать таким ожиданиям однозначные последствия не всегда возможно. Вот что пишут авторы известного учебника Стэнли Л. Брю и Кэмпбелл Р. Макконнелл: «… трудно делать выводы о том, как скажутся ожидания, допустим, более высоких цен на текущее предложение продукта. Скажем, фермеры, ожидая повышения цен в будущем, могут задержать вывоз зерна нынешнего урожая на рынок. Это вызовет сокращение текущего предложения зерна. И наоборот, во многих отраслях обрабатывающей промышленности вновь возникшие ожидания повышения цен способны побудить фирмы увеличить число рабочих смен или расширить производственные мощности и тем самым повысить текущее предложение» (цит. по Экономикс. Краткий курс, 2016, стр. 54). Учебник профильного уровня под редакцией С.И.Иванова формулирует это следующим образом: «В условиях инфляции ожидание повышения цен по-разному отразится на поведении фирмы в кратковременном и долговременном периодах. В кратковременном периоде, когда затраты уже произведены, фирма, зная, что, что цены ежедневно растут, … постарается придержать товар на складе… В долговременном же периоде небольшая инфляция будет стимулировать рост производства, так как повышение цен будет приносить фирмам больше прибыли» (цит. по Экономика, Основы экономической теории, п/р С.И.Иванова и А.Я.Линькова, 10-11 класс, книга 1, 2015, стр.71-72). У разработчиков все проще: если ожидается падение цены, продавцы стремятся быстрее распродать товар, предложение растет; если ожидается рост цен, продавцы товар придерживают, предложение падает.

Просто чтобы показать, что единого перечня факторов спроса и предложения не существует, я сделала вот такую сводную таблицу. Российские учебники здесь — из Федерального перечня (не все, только те, что были под рукой). Западные авторы выбраны произвольно из числа наиболее уважаемых. Самуэльсон и Кругман, в частности, — лауреаты Нобелевской премии по экономике (1970 и 2008 годы соответственно).

Неценовые факторы спроса и предложения в учебниках российский и западных авторов