И.Фихте: Человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в обществе (эссе)

Share:

Пример эссе (Раздел 1. Человек и общество). Полный текст цитаты: «Человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в обществе; он не полный, законченный человек и противоречит самому себе, если он живёт изолированно». Этот же вариант эссе, по-моему, мог бы подойти и к цитате «Человек создан, чтобы жить в обществе» (Д.Дидро)

Известный немецкий философ Иоганн Фихте говорит о неразрывной связи человека и общества, о невозможности становления, развития и существования полноценной человеческой личности вне общества.

Действительно, человек нуждается в обществе, ибо социум обеспечивает процесс социализации, становления человека как личности. Социализация – процесс формирования социальных качеств человека, усвоения им социальных статусов и ролей. Такие агенты социализации как семья и школа с самого детства не только прививают человеку нормы, необходимые для жизни в обществе, передают знания и навыки, без которых жизнь современного человека невозможна, но и прививают ему систему ценностей, в которой важное место занимают отношения с другими людьми, социальными группами, обществом в целом. Даже для взрослого человека длительная изоляция от общества губительна, не случайно одиночное заключение является во многих культурах одной из самых строгих форм наказания. В ряду потребностей человека (то есть среди того, что необходимо для сохранения и развития его жизнедеятельности) важное место занимают социальные потребности – потребности в принадлежности, в принятии группой, в эмоциональном контакте. Многие духовные потребности невозможно удовлетворить в условиях изоляции от общества и результатов его деятельности (потребности в познании, эстетические потребности и др.). Важнейшей характеристикой современного человека является также общественный характер его труда – мы не производим самостоятельно необходимые нам продукты и работы, но участвуем в общественном разделении труда, предлагая другим людям продукты своей деятельности и на полученные средства получаем все, что нужно для жизни нам.

Самым известным литературным примером воздействия длительной изоляции от общества взрослого человека является история Робинзона Крузо. Д.Дефо показывает Робинзона Круза в годы жизни его на острове человеком глубоко религиозным, основную и наиболее обязательную часть дневных трудов которого составляло исполнение религиозных обязанностей, чтение Писания, молитва. Для такого человека общение с Господом может отчасти заменить общение с другими людьми, но даже такой Робинзон Крузо говорит о своем одиночестве, отсутствии других людей вокруг, как о единственном поводе роптать на свою судьбу. Возможно, еще более существенным аргументом является то, что словарь Брокгауза и Ефрона, отражающий воззрения образованных людей ХIХ века, противопоставляет нравственное возрождение Робинзона и «одичание» его прототипа, шотландского боцмана Александра Селькрика. Важно также, что повседневный труд Робинзона, который сам сеял хлеб, выделывал шкуры, лепил глиняную посуду и пр., даже для читателя XVIII века был необычными и крайне интересными, поскольку труд человека приобрел общественный характер очень давно и идея полного самообеспечения была уже в то время очень необычной. Еще более удивительный и увлекательный пример – роман Ж.Верна «Таинственный остров», персонажи которого попадают на остров после падения воздушного шара. Но в обоих случаях самые сложные изделия герои получают из вне (Робинзон – с разбитого корабля, герои Ж.Верна – от капитана Немо).

Альтернативный пример из литературы. В рассказе известного русского писателя Максима Горького «Старуха Изергиль» показана история о Ларре — сыне орла, молодом, гордом эгоисте, которого интересовали лишь собственные заботы. Соплеменники решили наказать Ларру одиночеством. Ларра возвращается к племени с просьбой убить его. Пример показывает, что худшее наказание для человека – это изоляция. Оставшись совсем один, лишившись возможности общаться с кем-либо, человек начинает страдать. Чтобы избавиться от душевных терзаний, человеку необходим другой человек.

Одним из наиболее документированных примеров того, как влияет на развитие ребенка отсутствие социальных контактов в детском возрасте, является американская девочка, описываемая в литературе как Джини. Она была обнаружена властями в 1970 году после того, как провела первые 13 лет своей жизни в одиночестве в запертой комнате. На момент обнаружения умственное развитие девочки оценивалось как развитие годовалого ребенка. Ее реабилитацией занимался целый коллектив специалистов. Тем не менее, ей не удалось не только научиться говорить (она могла произносить отдельные бытовые слова, но не могла связывать их в предложения), но и освоиться в обычной жизни. При этом исследователи были убеждены, что проблемы Джини не связаны с каким-либо заболеванием, а являются результатом отсутствия нормального воспитания и социальных контактов в детском возрасте.

Таким образом, можно сделать вывод, что человеку необходимо жить в обществе, общаться с другими людьми. Взаимодействие с социумом дает человеку возможность саморазвиваться, приносить пользу окружающим людям и самому себе.