ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. ЧАСТЬ 2: ВЫРУЧКА, ПРИБЫЛЬ, КАПИТАЛИЗАЦИЯ

Share:

Итак, посмотрим, как формируются финансовые результаты компании.

Прежде всего, обратим внимание на то, что они считаются в расчете за год, то есть 1 января каждого года начинают с нуля, а по завершении года получившуюся прибыль или убыток переносят в баланс, увеличивая или уменьшая капитал. При этом баланс компании (то есть перечень имущества компании и источников средств) ведется все время ее существования нарастающим итогом.

Все, что компания получает за год от продажи своих товаров и услуг, называется ее выручкой. В речи этот показатель могут называть также оборотом, или продажами. Вот так выглядит список крупнейших в мире компаний по оборотам за 2019 год. Из наших в этом списке только Газпром, Лукойл и Роснефть. Лидирует американская розничная сеть Walmart, следом — нефтегазовые компании. Высокотехнологичный бизнес здесь пока не так заметен.

ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. ВЫРУЧКА, ПРИБЫЛЬ, КАПИТАЛИЗАЦИЯ, изображение №1

Прежде всего, выручка должна покрыть расходы компании на производство основного продукта. Их называют себестоимостью. Для наших целей будет достаточно выделить в ней стоимость затраченного сырья, расходы на оплату труда и амортизацию внеоборотных активов. Амортизация представляет собой постепенный перенос стоимости основных средств и нематериальных активов на стоимость изготовляемой и их помощью продукции. То есть стоимость печи в нашей пекарне должна быть распределена в стоимости булочек, выпекаемых в ней за время ее ожидаемого использования, а стоимость купленной лицензии на производство определенного лекарства – в стоимости произведенных за время действия лицензии таблеток. Подробнее я расскажу об амортизации в следующей серии. Сальдо (разность) выручки и себестоимости составляет валовую прибыль компании.

Кроме доходов и расходов, непосредственно связанных с производством основной продукции, у любого предприятия также есть управленческие расходы, коммерческие (связанные с организацией продаж), процентные (они могут быть и доходами – если компания не привлекает кредиты, а, наоборот, активно размещает свободные денежные средства), доходы от владения акциями или долями в капитале других компаний и пр. Итог всех этих операций составляет прибыль до налогообложения.

Из этой прибыли компаний уплачивает налог на прибыль (на самом деле, как вы понимаете, это далеко не единственный уплачиваемый налог, но другие нас сейчас не интересуют), и получает чистую прибыль.

Список самых прибыльных компаний мира выглядит уже по-другому. Как и следовало ожидать, соотношение прибыли и продаж у всех разное. Этот показатель называется рентабельностью. На схеме прибыль в пересчете на день, но поскольку дней в году у всех одинаково, последовательность верная. Россию в этом списке представляет только Газпром. Здесь лидер саудовская Aramico, пользующаяся уникально низкой себестоимостью добычи нефти (наши нефтяники, бурящие скважины на несколько километров, говорят, что у арабов «палку в песок воткни — нефть фонтаном хлынет»), и уже гораздо заметнее Apple и коллеги.

ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. ВЫРУЧКА, ПРИБЫЛЬ, КАПИТАЛИЗАЦИЯ, изображение №2

Общая схема получается следующей (напомню, что в скобках показывают отрицательные величины):

Выручка

(Себестоимость: сырье, оплата труда, амортизация)

____________________

Валовая прибыль

(Управленческие, коммерческие, процентные и прочие расходы)

____________________

Прибыль до налогообложения

(Налог на прибыль)

___________________

Чистая прибыль

В отчетности российских компаний эта форма выглядит следующим образом (здесь все кончается чистой прибылью, отношения большинства компаний со своими владельцами у нас не очень публичны).

ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. ВЫРУЧКА, ПРИБЫЛЬ, КАПИТАЛИЗАЦИЯ, изображение №3

Вот так выглядит этот отчет заполненным ПАО «Газпром» в 2019 году:

ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. ВЫРУЧКА, ПРИБЫЛЬ, КАПИТАЛИЗАЦИЯ, изображение №4

Мы видим выручку в размере 4,8 трлн. рублей и себестоимость продаж 2,7 трлн. Из получившейся валовой прибыли в 2,1 трлн. вычитаем 1,5 трлн. коммерческих и управленческих расходов. Это дает 0,6 трлн. прибыли от продаж. Прибыль до налогообложения больше (0,9 трлн.) за счет доходов от участия в других организациях. И после налога на прибыль остается 0,6 трлн. рублей чистой прибыли.

Но и это еще не все. Теперь предстоит поделиться частью прибыли с собственниками бизнеса. Если речь идет об акционерном обществе, мы назовем это выплатой дивидендов, для выплат в обществе с ограниченной ответственностью специального названия нет, процесс называется просто распределением прибыли. И вот этот то результат, именуемый нераспределенной прибылью, и составляет то, что компания заработала за год. Эти деньги можно использовать на дальнейшее развитие бизнеса (разработку новых продуктов, приобретение нового оборудования, масштабную рекламную компанию, приобретение конкурентов и пр.), а можно оставить в качестве резервов на «черный день».

На выплату дивидендов в 2019 году Газпром направил 0,4 трлн. рублей, но это мы видим уже из другого отчета, Отчета об изменениях капитала. Это дивиденды за 2018 год — решение о размере выплачиваемых дивидендов принимают уже после сдачи и публикации отчетности. Дивиденды за 2019 год были выплачены в размере 360 млрд. рублей.

Компании соревнуются не только в оборотах и прибыли, но и в капитализации. Крупнейшие компании мира и даже России, как правило, публичны. То есть это акционерные компании, существенная часть акций которых свободно обращается на рынке. Оценку таких компаний рынком показывает величина из капитализации: стоимость капитала компании, рассчитанная как произведение текущей рыночной стоимости 1й акции и общего выпущенных количества акций. Капитализация определяется рынком, а не финансовыми отчетами самой компании. Она учитывает как уже достигнутые финансовые результаты, так и перспективы развития бизнеса (вернее, представления широких кругов инвесторов об этих перспективах). На рыночную стоимость акции может повлиять представление нового продукта, сообщение о крупной аварии или судебном процессе, смена руководства бизнеса, общая экономическая ситуация в стране и в мире и множество других факторов.

На капитализацию влияют и чисто спекулятивные факторы. Например, рост интереса к компаниям определенной отрасли может привести к росту рыночной стоимости их акций в отрыве от реального положения дел. В конце 1990-х это привело к возникновению так называемого «пузыря доткомов», когда на волне первого увлечения акциями интернет-компаний рынок их акций оказался перегрет, а в 2000 году резко упал почти на 80%. Сейчас, например, в числе самых перегретых некоторые называют ZOOM:)

ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. ВЫРУЧКА, ПРИБЫЛЬ, КАПИТАЛИЗАЦИЯ, изображение №5