РЕЗУЛЬТАТЫ 2020

Share:

Ну вот все и кончилось:) Поздравляю тех, кто получил заслуженно высокие баллы. Сочувствую тем, у кого все не так радужно, и еще раз напоминаю, что любой экзамен — отчасти лотерея. В конце концов, бывают люди, которые отлично справляются с любой работой, кроме сдачи экзаменов (вспомните героиню Меган Маркл в сериале Suits).

Если говорить о результатах в цифрах. С английским языком все примерно на уровне прошлого года: 95, 95, 94, 91, 88, 88, 85, 80, 77. Несколько человек после экзамена жаловались на качество записи в аудировании. В одном случае это действительно очень сказалось на итоговой оценке, в остальных — обошлось.

Обществознанием расстроена. Нет, те, кто хотел получить высокие баллы и был готов много и регулярно работать, их получили: 99, 92, 90, 90. Другое дело, что в этом году нет (с единственным исключением — 83) результатов в диапазоне 80+. По моим наблюдениям, туда обычно попадают талантливые ребята, которые учиться не особо рвутся, но репетитор или школьный учитель заставили. Так что, скорее всего, это мой провал: весной все силы ушли на то, чтобы быстро и безболезненно перейти в он-лайн. В следующем году буду жестче:) Остальные результаты выглядят следующим образом: 79, 78, 76, 72, 70, 66, 64, 64, 63, 52.

А вот какие соображения кажутся мне сейчас основными:

1) Экзамен — лотерея. Предсказать ваши результаты точнее, чем в диапазоне +/- 5 баллов не может никто, даже репетитор, который работал с вами весь год, и даже накануне экзамена. Более того, почти каждый год есть кто-нибудь с отклонением баллов в 10. И хорошо, если в вверх. Здесь легко говорить о плане В. О том, что можно пересдать через год. О том, что А.А.Аузан (это декан экономического факультета МГУ) на каждой встрече с потенциальными абитуриентами рассказывает, что не поступил в университет с первой попытки. Но что-то я сомневаюсь, что смогу в такой ситуации предложить собственному сыну потерять не год, а на самом деле два, и в перерыве на 12 месяцев сходить в армию… Рецепта здесь нет ни у кого. Добро пожаловать во взрослую жизнь — мы иногда серьезно рискуем. Без этого невозможно начинать и развивать свой бизнес, выбирать (а иногда и выполнять) работу, создавать семьи, заводить детей…

2) Те, кто идет за гарантированными баллами 95+, на самом деле знают предмет баллов на 120 (по 100-балльной шкале). Они действительно знают его лучше, чем существенная часть экспертов (у экспертов есть готовые ответы:). В каком-то смысле, точно лучше меня. Что я имею в виду? Если говорить об обществознании, я, скорее всего, знаю предмет шире и глубже, но я точно хуже помню все эти бесконечные определения и функции, без которых нельзя сдать экзамен на полные баллы. Если вам на самом деле нужны экстремально высокие результаты, работать в течение года необходимо действительно с запасом. И читать, и учить, и писать. Поход «ну здесь же можно поставить полный балл по критериям» не работает. Вашу работу должно быть просто невозможно оценить недостаточно хорошо.

3) Если время еще есть, начините подготовку с 10 класса. И совсем не обязательно платить дорогому репетитору:)

Если это английский, прежде всего, оцените свой уровень подготовки. Если с языком все хорошо, прорешайте за год сборники Вербицкой и Музлановой. Постарайтесь привыкнуть к заданиям на аудирование и чтение, разберитесь, как они работают. Не беспокойтесь пока о формате письма/эссе и устной части — с этим все успевают освоиться за 11 класс. Если все не так радужно и нужна именно языковая подготовка, делать нечего — идите к репетитору. Экзамен по иностранному языку проверяет навыки, их быстро не сформировать. И в любом случае, старайтесь как можно больше слушать. И художественных, и научно-популярных текстов. Во-первых, меньше проблем с аудированием на экзамене (независимо от качества записи). Во-вторых, действительно много читать в выпускных классах не получится, а слушать можно везде — по дороге в школу, на беговой дорожке в спортзале, во время каких-то хозяйственных дел.

Если это обществознание, пройдите за год предмет «на черно». Обществознание и в 11 классе можно изучать в группе, в 10 — это оптимальное решение. Можно даже не тратить время на дорогу. Есть масса он-лайн школ, а по итогам прошедшего учебного года, скорее всего, какие-то форматы он-лайн обучения предложат все. Не ограничивайтесь просмотром (чтением) теории — решайте тесты, выполняйте задания с развернутым ответом, пишите эссе. Без этого материал просто не запомнится. Проверено:) И старайтесь читать много дополнительной литературы. Это серьезно помогает пониманию предмета, а в 11 классе читать вам будет уже некогда.

4) Он-лайн обучение — это классно, но это для мотивированных. Оно очень затрудняет контроль со стороны преподавателя. В части обществознания это принципиально важно. Я провожу опрос в начале каждого урока, но не могу убедиться в том, что перед глазами ученике не висит (не лежит) листок с теорией прошлого урока (если же я ученика в принципе не вижу, мне могут зачитывать мой же конспект). То же самое — с пробными экзаменами, в формате он-лайн хотя бы отдельные ответы списывают почти все (это сложно предотвратить, но очень легко увидеть в получившихся развернутых ответах:) Поэтому я по-прежнему буду делать основной акцент на офф-лайн обучении (насколько эпидемиологическая ситуация позволит), во-вторых в он-лайн уроках буду настаивать на включенной камере со стороны ученика (по крайней мере, в той части урока, где говорит ученик).

5) Самое грустное. В какой-то степени на результаты этого года повлияло прекращение части занятий за несколько месяцев до экзамена. Ситуации могут быть разными, и они совсем не сводятся к неспособности собраться в условиях длительной самоизоляции, неразберихи со школьным дистанционным обучением и неопределенности со сроками и форматом экзамена. Во-первых, кризис не для всех семей прошел безболезненно, и если причина в деньгах, не стесняйтесь ее озвучить. Попросите родителей прямо поговорить с репетитором. Во всех случаях, когда были названы именно финансовые причины прекращения уроков, о той или иной форме продолжения занятий мы договорились. Там, где причины весной формулировались по-другому, я предлагала бесплатную помощь точечно, и ее, к сожалению, не всегда оказалось достаточно… Во-вторых, допускаю, что кто-то действительно предпочел весной-летом сосредоточиться на других дисциплинах. Тоже бывает, но надо понимать, что без последствий для «бросаемого» предмета это не проходит (по крайней мере, на моей памяти такого не было — даже у самых организованных и целеустремленных). Если вы все-таки планируете сдавать экзамен, найдите для него 5-6 часов в неделю.

***

Вот такие итоги учебного года. Текст получился грустным. Но что, кроме поздравлений, говорить тем, у кого 90+? Моя задача — увеличить их число в следующем учебном году, и (там, где возможно) ошибки этого года превратить в удачи следующего…