Как писать письмо (задание 39)

Share:

Объем текста. Оптимальный объем текста – 130-150 слов, это позволит полностью и полно выполнить коммуникативную задачу. Критерии говорят о 100-140 словах, но допускают десятипроцентные отклонения в каждую сторону. Поэтому, если написано 154 слова и менее, текст читают и проверяют полностью, на оценку превышение объема не влияет. Если написано 155 слов и более, читают и проверяют только первые 140 слов. В этом случае подпись, завершающая фраза, фраза о последующих контактах, возможно, часть вопросов могут оказаться отсутствующими. Это снижает оценку по критериям 1 и 2. Вместе с тем, если написано не меньше 90 слов, текст тоже читают и проверяют полностью. Само по себе такое количество слов на оценку не влияет, но маловероятно, что коммуникативная задача будет выполнена полностью. Если написано 89 слов и менее, текст проверке не подлежит, за задание выставляется 0 баллов. Еще один подсчет слов в тексте – последнее, что необходимо сделать, переписав письмо в экзаменационный бланк. Само количество слов писать в бланке не надо. Правила подсчета слов приводятся в Приложении 5 к Демонстрационному варианту.

Язык. Письмо должно быть написано в разговорном, неформальном стиле. Но не перегибайте палку, это экзамен. В письме допустимы сокращенные формы глаголов (didn’t, can’t и т.п.), фразовые глаголы, разговорные формы (kids вместо children) и т.п. Но там не должно быть явного сленга, характерных для устной речи и электронных сообщений сокращений (например, cos вместо because), отрывочных фраз и восклицаний без полной грамматической основы. Не должно быть и слов, характерных только для официальной речи (прежде всего, это касается форм вежливости, обычных для делового письма). С другой стороны, письмо – задание базового уровня. Здесь не требуется демонстрировать разнообразие языковых приемов, перефразировать исходный текст и пр. Это не повышает экзаменационный балл. Цель – написать письмо самым простым языком (полностью выполнив коммуникативную задачу) за 20-25 минут и перейти к эссе.

Формы вежливости и правила оформления. (1) Начинаем с адреса отправителя и даты в правом верхнем углу. Адрес – только город и страна, двумя строчками, без знаков препинания. Дата – через слеши, тоже без знаков препинания. Все – реальное (т.е. город, в котором вы пишите экзамен, дата экзамена). О дате ФИПИ то говорит, что любая другая дата считается ненаписанной, то указывает, что требуется правильно указать хотя бы год; с городом экспериментировать просто не рекомендую. В адресе не должно быть имени и фамилии автора. (2) Обращение: «Dear …» (по имени адресата из задания), в отдельной нормально расположенной строке (начинающейся у левого края текста), с запятой. (3) Обязательно благодарим за полученное письмо и показываем, что оно было не первым. Делаем это обязательно двумя отдельными предложениями. (4) В конце письма «выражаем надежду на последующие контакты». ФИПИ предлагает следующие варианты: «Hope to hear from you soon», «Write back soon», «Keep in touch», «Drop me a line», и рекомендует писать это отдельной строчкой. (5) Ставим неформальную завершающую фразу (ФИПИ дает следующие варианты: «Yours», «Lots of love», «Best wishes»). Эту строчку заканчиваем запятой. (6) Подписываемся только именем, без всяких знаков препинания. Требования к адресу, дате и расположению подписи относятся к критерию К2, остальное (включая само содержание подписи) влияют на оценку по К1. (7) Если объем текста позволяет, лучше добавить в конце письма что-то вроде: «That’s all for now. Give my best wishes to your parents. Take care». (8) Фразы вроде «Извини, что долго не писал, был занят в школе». «Извини, должна помочь маме с посудой» и пр. обязательными не являются. Я не рекомендую их писать (во-первых, разрешенный объем письма не очень большой и все слова лучше использовать по делу, во-вторых, и в этих фразах возможны ошибки или описки). Они нужны только выпускникам с очень слабым уровнем подготовки, тем, кто сомневается в своей способности написать 90 слов в соответствии с задачей.

Содержание текста. Старайтесь дать развернутые ответы на вопросы «друга», лучше в каждом случае писать две фразы (два простых предложения или одно сложное). Будьте внимательны к формулировке вопросов в тексте задания. Достаточно часто вопрос содержит два компонента. Например, если спрашивают «где и с кем вы отмечали Новый год?», ошибкой будет ответить только на вопрос «где» или только на вопрос «с кем». Следите также за грамматикой исходного текста. Если спрашивают, где мы обычно проводим зимние каникулы (Present Simple), а мы рассказываем, как провели последние (Pasr Simple), или наоборот, эксперты будут считать, что мы не поняли коммуникативную задачу. Или, например, в задании нам пишут «would like to travel», а мы начинаем подробно cпрашивать о планах, как если бы человек на днях уезжал в путешествие. Самая частотная ошибка в наших вопросах – спрашиваем о том, что упомянуто в тексте письма, игнорируя текст задания ниже. Различия могут быть довольно существенными. Например, в тексте письма нам сообщают, что на день рождения родители подарили новый телевизор, а в задании сказано «задайте три вопроса о любимых телевизионных программах». В этом случае, если мы задаем вопросы о марке телевизора, размере, других технических характеристиках, ни один наш вопрос не будет засчитан. При оценивании каждый ответ – отдельный аспект задания, вопросы оцениваются как одним аспект все вместе.

Деление на абзацы. Прежде всего, в письме не должно быть абзацев, состоящих из одного предложения (кроме «ритуальных» — обращение, фраза о последующих контактах, завершающая фраза, подпись). Первый абзац – благодарим за полученное письмо и говорим, что «рады снова слышать». Второй абзац – все ответы (ФИПИ говорит, что их можно разделить на три отдельных абзаца при условии, что в каждом не менее двух предложений, но это лишние проблемы). Третий абзац – все вопросы. Недостатки в делении на абзацы влияют на оценку по критерию К2. Выделять абзацы можем как угодно – красной строкой, дополнительно пропущенной строкой, тем и другим одновременно.

Связки. Обязательно должны быть при переходе к ответам на вопросы и при переходе к собственным вопросам. Проще всего, если в исходном письме есть повод эмоционально прореагировать: «I’m so sorry…», «I’m so happy…». Если ничего такого нет, можно начать с нейтральных «As for your questions…» или «Let me answer your questions first», а при переходе к вопросам сказать «By the way, you’ve mentioned…». При переходе от одного ответа к другому роль уместность связок зависит от темы. В случае, если все вопросы тесно связаны (например, нас спрашивают, как мы ладим с родителями, что делаем, если поссорились с ними, нравятся ли им наши друзья) и при ответе на них получается связный текст, эти связки могут быть не нужны. Если же вопросы разрознены (нужна ли в Москве теплая одежда в сентябре, какие фрукты можно найти для мамы-вегетарианки и что можно успеть посмотреть за неделю), здесь связки точно потребуются. Проще всего использовать нейтральные «as for…», «speaking of/about», «to answer your question about…». Не забывайте выделять связки запятыми. Связи между вопросами в третьем абзаце не требуются.

Общие рекомендации. Самое главное и самое простое — все формальные требования должны быть соблюдены, какими бы нелепыми они не казались. Выберите один вариант благодарности за письмо и ссылки на предшествующие контакты, заключительной фразы и пр. определите наиболее удобные для вас слова-связки и доведите их применение до автоматизма. Используйте максимально простой язык, слова и грамматику, в которых Вы уверены на 100%: за сложность языковых форм дополнительных баллов не предусмотрено, а сделать ошибки и потерять баллы – легко. Научитесь составлять черновик письма за 12-15 минут. По черновику (1) проверьте количество слов, (2) проверьте логику письма и строгое соответствие заданию, (3) подчеркните слова, в написании которых вы не уверены, и постарайтесь заменить их более простыми.

Письмо не должно быть правдой, оно должно быть правдоподобным. Можно заменить скучное более интересным (если в последние каникулы помогали родителям с ремонтом квартиры, можно сочинить поездку в Питер – об этом вы точно знаете больше слов, чем о ремонте), очень личное – более нейтральным (в качестве самого важного человека опишите бабушку, а не человека, которым увлечены), то, о чем не хватает слов качественно написать по-английски, – чем-то более простым (например, вы собираетесь стать клиническим психологом и действительно захвачены этим направлением в медицине, но для экзамена может быть проще написать, что вы будете врачом, потому что это по-настоящему полезная профессия, и что доктором был ваш воображаемый дедушка). Ограничение одно – если из письма понятно, что это неправда, Вы рискуете получить за задание «0».

Как писать письмо (задание 39), изображение №1
Как писать письмо (задание 39), изображение №2
Как писать письмо (задание 39), изображение №3