В.В.Путин: Растущее количество информации о политике должно перейти в качество политического участия, гражданского самоуправления и контроля (эссе)

Share:

Автор говорит о необходимости повышения объема и качества политического участия населения в современном российском обществе, о том, что политические механизмы должны быть настроены на выявление и учет мнения различных социальных групп, согласование их интересов.

Школьный учебник определяет политическое участие как действия гражданина с целью влияния на разработку, принятие и реализацию политических решений, выбор представителей в институты власти; часто применяется более широкое определение – совокупность различных видов практической деятельности граждан в сфере применения государственной власти. Ряд авторов применяют этот термин к деятельности как представителей политических элит, так и рядовых граждан, но чаще всего им описывают действия обычных жителей страны. Формы политического участия очень разнообразны: от голосования на выборах и референдумах (или и вовсе уклонения от любого участия в политической жизни страны) до активного участия в деятельности органов местного самоуправления, членства в политических партиях, обращения с инициативами в органы власти, участия в протестных политических акциях и др. Автор статьи называет, среди прочего, следующие направления: общественное обсуждение законопроектов и оценка эффективности действующего законодательства, возможность формировать законодательную повестку через гражданские инициативы, оценка населением результатов работы чиновников на местном уровне.

Важно подчеркнуть, что объем и качество политического участия граждан является одним из существенных факторов развития демократии в обществе – народовластие невозможно, если народ не желает принимать участия в политической жизни. Кроме того, активное политическое участие населения – один из механизмов повышения легитимности существующей в обществе власти, поскольку, с одной стороны, создает у населения уверенность в том, что власть реагирует на его нужды, что принимаемые решения действительно согласованы с его интересами, с другой стороны, повышает качество политической социализации граждан, позволяя лучше понимать цели государственной политики, механизмы их реализации, интересы других социальных групп.

Пример того, как поставленная Президентом задачи решается в современном российском обществе, можно видеть в механизме общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов, реализованном через специальный интернет-портал (regulation.gov.ru). Портал был создан в ходе реализации так называемых «майских указов» Президента и работает как площадка для публичного обсуждения проектов документов, предлагаемых государственными органами различного уровня. С другой стороны, предложенный в той же статье механизм обязательного обсуждения Государственной Думой законопроектов, получивших массовую поддержку населения (он назван «активным правом»), не получил дальнейшего развития.

regulation.gov.ru
regulation.gov.ru

В качестве примера, который касается меня и моей семьи, могу обратить внимание на существующий механизм общественного обсуждения архитектурных и градостроительных проектов. Одно из исторических зданий рядом со школой (пример реальный, это дом купца Булошникова на Большой Никитской) планировали перестроить в апарт-отель, увеличив его этажность. Само объявление общественных слушаний привело к волне активных протестов. В конечном итоге, проект не был согласован. В начале 2020 года мэрия объявила о выкупе здания у инвестора для размещения своих подразделений без изменения исторического облика района.

Дом Булошникова, Большая Никитская
Дом Булошникова, Большая Никитская

Пример того, как обсуждение проектов законодательных актов становится важной формой идеологического воздействия на население, мы видим в практике обсуждения проектов новых Конституций в СССР. В 1937 году, перед принятием так называемой сталинской Конституции, была развернута мощная пропагандистская компания. Текст проекта печатался массовыми тиражами, переводился на языки народов СССР, в регионы направлялись специальные агитаторы из центра, было организовано обсуждение текста на производстве и в колхозах, в местных партийных организациях. Сложно оценить, в какой степени учитывались поданные предложения, но принятый текст Конституции действительно содержал ряд существенных для населения изменений по сравнению с проектом (историки, например, обращают внимание на статьи, связанные с положением колхозного крестьянства). Таким образом, власть в полной мере использовала общественное обсуждение проекта и для агитационной работы, и для демонстрации того, что голос народа действительно значим.

В.В.Путин: Растущее количество информации о политике должно перейти в качество политического участия, гражданского самоуправления и контроля (пример эссе), изображение №4

Нельзя игнорировать и тот факт, что расширение каналов распространения политической информации, в том числе увеличение влияния оппозиции в социальных сетях приводит и к активизации протестной активности. Примером таких выступлений в последние годы могут быть массовые протестные акции, организуемые А.Навальным и его сторонниками, или движение «синих ведерок», которое ставило своей задачей сокращение привилегий чиновников в части использования автомобилей с проблесковыми маячками.

Одна из акций «Синих ведерок» на Кутузовском проспекте, 2012 год
Одна из акций «Синих ведерок» на Кутузовском проспекте, 2012 год

Таким образом мы видим, что расширение информированности населения по вопросам государственной политики, деятельности органов власти разного уровня, может приводить к самым разным последствиям и использоваться в самых разных целях. Хотелось бы верить, что построение системы механизмов политического участия, гражданского самоуправления и контроля, о которых говорит автор, будет со временем продолжено.