Эдвард Эверетт: Образование – лучший страж свободы, чем развернутая армия (эссе)

Share:

Education is a better safeguard for liberty than a standing army. If we retrench the wages of the schoolmaster, we must raise the wages of the recruiting sergeant. Образование – лучший страж свободы, чем развернутая армия. Если вы сокращаете зарплату школьного учителя, вы должны повысить зарплату сержанта, набирающего новых рекрутов.

Эдвард Эверетт произнес эти слова в 1837 год, занимая пост губернатора штата Массачусетс. Его деятельность в должности губернатора вошла в американскую историю прежде всего реформами в области образования. Массачусетс сам по себе занимает особое место в американской образовательной системе. Закон об обязательном образовании был принят Верховным судом основанной здесь Плимутской колонии еще в 1647. Штат также считается первым, принявшим закон об обязательном образовании в его современном виде на территории Северной Америки. И именно здесь находятся Гарвардский университет, Массачусетский Технологический Институт.

Восстановить контекст полностью мне не удалось (цитату приводят по журналу выпуска 1858 года, полный текст которого я не нашла, несмотря на достигнутый американцами прогресс в оцифровке всего и вся), поэтому предлагаю вашему вниманию только попытку интерпретации. Еще раз настоятельно рекомендую не выбирать такие цитаты на самом экзамене.

Можно предположить, что автор хотел подчеркнуть, что уровень образования в стране, по меньшей мере, столь же важен для ее защиты от внешней агрессии и внутренней анархии, как и способность властей применять вооруженную силу.

В курсе обществознания образование определяют как педагогически организованный процесс социализации, осуществляемый в интересах личности и общества. В качестве основных функций образования выделяют экономическую (формирование социально-профессиональной структуры общества и повышение квалификации кадров, ведущее к росту производительности труда), социальную (социализация личности,  воспроизводство социальной структуры общества), культурную (использование ранее накопленных достижений культуры для обучения новых поколений знаниям, умениям, традициям, социальному опыту, необходимым для вступления в жизнь и развития творческой деятельности; необходимое условие сохранения и развития достигнутого культурного уровня общества), кроме того, образование является одним из основных в современном обществе каналов социальной мобильности и средством самореализации личности.

Уровень образования населения страны традиционно считается одним из показателей ее экономического и политического потенциала. Более того, такая страна имеет больше шансов вести успешные и сложные боевые действия (поскольку ее военнослужащие могут организовывать и осуществлять более сложные операции, использовать более совершенные средства связи, вооружения), а также иметь развитую оборонную промышленность. Э.Эверетт родился после Войны за независимость в США, но застал войну США и Великобритании 1812-1814 годов, когда британцы захватили и сожгли Вашингтон – на первом этапе этой войны более многочисленная, но хуже обученная американская армия не могла им противостоять. Поэтому Эверетт мог подчеркивать важность образования, профессиональной и военной подготовки для свободы и независимости страны в целом.

Если мы посмотрим на предлагаемое высказывание несколько шире и в более современном контексте, нельзя не сказать, что и применительно к внутренней жизни страны образование способно лучше защитить свободную, мирную, достойную жизнь граждан, чем военные формирования (демократические государства обычно не применяют армейские формирования против собственного населения, но исключения есть всегда — США, например, использовали войска для подавления массовых гражданских беспорядков в Детройте в 1967 году). Общество образованных людей в силах на основе консенсуса формировать и, при необходимости, изменять правила поведения. Образованные люди понимают последствия своих действий, могут (и привыкли) оценивать их как с правовой, так и с нравственной точки зрения. Такое общество объективно не нуждается в мелочной регламентации действий каждого, оно может предоставить своим членам высокую степень свободы в выборе своего поведения. Оно более открыто к мирному диалогу для обсуждения и решения политических и социальных проблем. Кроме того, в таком обществе меньше людей, которые силу недостаточного образования и квалификации практически не имеют шансов обеспечить себе достойное существование и поэтому могут быть социальной базой для агрессивных анархических выступлений.

Во многих отношениях интересным примером является реформа школьного образования, проведенная в Японии в первые послевоенные годы, когда страна еще была оккупирована союзниками (прежде всего, США). В ходе реформы, с одной стороны было установлено правило о обязательном 9-ти летнем школьном обучении, с другой – были предприняты шаги для демилитаризации обучения (школы переведены на смешанное обучение мальчиков и девочек, из программ и учебников были тщательно изъяты все про-военные элементы, из материалов тщательно исключалась любая анти-американская агитация). В результате, одна из самых воинственных и агрессивных стран первой половины ХХ века за несколько десятилетий превратилась в одну из самых мирных. Такое решение для обеспечения стабильности в азиатско-тихоокеанском регионе потребовало существенно меньших расходов, чем постоянное присутствие военных.  Во-многом, это связано с тем, что реформа образования стала одной из предпосылок «японского экономического чуда» — начавшегося в середине 1950х годов двадцатилетнего периода, когда темпы экономического роста в стране не опускались ниже 10 процентов в год. Несмотря на то, что потенциал взрывного роста к концу двадцатого века был в основном исчерпан, Япония уступила свое место второй экономике в мире Китаю только в 2010 году. Этот экономический феномен, безусловно имеет свои политические и социальные причины, но его технологической основой было активное освоение японскими компания новейших научно-технических достижений, невозможное без высокого уровня образования большинства населения. Для понимания разрыва в уровне образования между Японией и другими развитыми странами можно привести следующие данные: к середине 70х годов среднего образования не имели 10% взрослого населения Японии и два трети британцев (цит. по «Восхождение денег», Н.Фергюссон, 2010, с. 229).

Мне кажется, что в современном мире образование выполняет еще одну очень важную роль, обеспечивая возможности постоянных контактов людей, живущих в разных странах, культурного обмена. Я слежу за несколькими блогерами, работающими в области когнитивистики, образовательных технологий и пр. Из их рассказов и роликов видно, как много в современных американских и европейских университетах студентов из Китая, Индии, Пакистана, то есть из стран, которые несколько десятилетий назад были совершенно чужды европейской и американской культуре. Кроме того, владение английским языком и хотя бы базовая компьютерная грамотность дают нам возможность участвовать в образовательных программах по всему миру, даже не покидая свою страну (дистанционные программы ведущих университетов мира и международные образовательные интернет-платформы в сети интернет делают отдельные курсы доступными даже для людей со средними доходами). Уверена, что люди, знающие и понимающие культуру других стран, тем более обучавшиеся вместе с представителями других народов, в гораздо меньшей степени способны увидеть врага в целом народе исключительно по причине другого цвета кожи или другой религии. В этом смысле образование сокращает возможности для развязывания войн с националистической или религиозной подоплекой гораздо эффективнее, чем самая подготовленная армия.

В заключении еще раз хотелось бы подчеркнуть, что достигнутый страной уровень образования чрезвычайно важен для успеха в современном мире. Не случайно требования к обязательному образованию были установлены во всех ведущих мировых державах еще в первой половине ХХ века и продолжают повышаться до сих пор.