ВИДЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР (ВИДЫ КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ)

Share:

Обычно выделяют следующие виды рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

Совершенная конкуренция — это рынок, на котором очень много продавцов и покупателей, товары абсолютно идентичны, отсутствуют барьеры для входа и выхода, свободно распространяется информация. На таком рынке никто из продавцов не влияет на цену — покупатели не купят товар даже на 1 процент дороже, чем по соседству. В реальной жизни таких рынков нет, но в качестве ближайших аналогов можно использовать валютный или фондовый рынок, или рынок яблок в сентябре, когда яблоки продают не только крупные торговые сети, но и бабушки у метро.

Рынок монополистической конкуренции — здесь продавцов много, но товары дифференцированы, не являются абсолютными заменителями друг друга. Представьте, что вам нужны новые кроссовки или флакон духов. Очень вероятно, что вы будете выбирать из очень ограниченного круга производителей или, и вовсе, точно знаете, что именно вам нужно. Здесь уже начинает работать неценовая конкуренция, очень велика роль рекламы.

Олигополия — это рынок с малым числом продавцов. Он может быть очень разным, от рынка услуг международно признанных аудиторских и рейтинговых компаний, до рынка плюшек в квартале, где вы живете:) Самым понятным и надежным мне кажется пример с федеральными операторами сотовой связи. Товар при этом может быть как однородным, так и дифференцированным. Здесь по-прежнему велика роль неценовой конкуренции, плюс возможен ценовой сговор продавцов. В любом случае, продавцы на таком рынке вынуждены прогнозировать действия друг друга и предвидеть ожидаемую реакцию конкурентов на собственные действия на рынке. Частным случае олигополии является дуополия, рынок двух продавцов.

Монополия — это рынок с одним продавцом. Здесь лучший пример — коммунальные услуги. В XIX веке были примеры конкурентных рынков электроэнергии (улицы Нью-Йорка, говорят, были буквально опутаны проводами), но никто и никогда не пытался строить альтернативные водопроводы или канализационные коллекторы. Здесь продавец — это и есть вся отрасль (очень важно, чтобы товар не имел близких заменителей, только в это случае рынок может быть чистой монополией!). Он самостоятельно устанавливает цену на свой товар, но с оглядкой, во-первых, на возможности потребителей (в большинстве случаев они могут и отказаться от приобретения этого товара вовсе — представьте, что билет на автобус подорожал в 100 раз), а во-вторых, на государственное регулирование. В современных условиях государство часто регулирует не только цены, но и качество продукции, поставляемой монополистом на рынок.

Монопсония — это рынок единственного покупателя. В окружающем нас мире таких рынков очень немного. Например, государство является единственным покупателем продукции военного назначения у частных заводов (даже если продукция производится на экспорт, переговоры ведутся и контракты заключаются только с участием официального государственного посредника). Или где-то в глубинке, в Архангельской или Кировской области ягоды и грибы летом можно продавать только одной компании-скупщику (ближайшая следующая — в соседнем райцентре в 200 километрах).

Рынки несовершенной конкуренции обычно в одну группу не объединяют. Но если вдруг мы столкнемся с понятием несовершенной конкуренции на экзамене, к этой группе можно отнести все от монополистической конкуренции до совершенной монополии. Так сделано в учебнике Самуэльсона.

В приложении: короткие выдержки о типах рынков их учебника Брю и Макконнелла «Экономикс: Краткий курс».