ТЕСТОВАЯ ЧАСТЬ ЭКЗАМЕНА: структура и правила оценивания

Share:

Обновлено к экзамену 2020 года

Тестовая часть экзамена дает нам 34 из 64 первичных баллов.

Пять вопросов оцениваются в 1 балл. Это номера 1 (слово, пропущенное в таблице), 2 (обобщающее понятие), 3 (две неподходящие характеристики), 10 (график), 12 (диаграмма или таблица), 16 (конституционные права и обязанности). С присвоением баллов здесь все просто: любая ошибка обнуляет оценку за задание.

Остальные вопросы оцениваются в два балла. Выполнение задания с одной ошибкой, под которой понимается одна неверно указанная, одна пропущенная или одна лишняя цифра, оценивается в 1 балл. Необъяснимо, но в вопросах, где надо выбрать верные суждения из 5 или 6 предложенных, ОДНОЙ ошибкой будет считаться ответ, в котором пропущена одна верная цифра и указана одна лишняя. Например, при верном ответе «1, 2, 3» ответ «2, 3, 4» будет оценен в один балл, хотя фактически здесь допущено две ошибки.

Вот что пишут разработчики (это фрагмент «Методических рекомендаций для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года», опубликованных ФИПИ в августе этого года, страница 20):

Обратимся к письму обучающегося на официальную почту ФИПИ: «Я пишу с просьбой помочь в споре с учительницей истории и обществознания. У нас возник спор об оценивании заданий, за которые даются 2 балла. Учительница утверждает, что в задании, например, правильный ответ 125, а экзаменуемый указал ответ 123, то ставится 0 баллов (ссылаясь на то, что последняя цифра 3 неверная + недостает верной цифры 5). Я начинаю объяснять, ссылаясь на методические рекомендации ФИПИ, то, что за одну неверную цифру ставится 1 балл. Она утверждает обратное…». Целесообразно понимать общий принцип выставления 1 балла в 2-балльных заданиях части 1 ЕГЭ по обществознанию: если комбинация цифр, записанная участником ЕГЭ, отличается от полного правильного ответа на один символ (неправильно записанная цифра, лишняя цифра или нехватка одной цифры в ответе), то это неполный правильный ответ, который оценивается 1 баллом; если записанный ответ отличается от эталона на два символа, то за выполнение здания выставляется 0 баллов.

В заданиях на установление соответствия элементов двух множеств (задания 5, 8, 14, 18 и 20) важна последовательность записи цифр, но она не важна в заданиях на выбор нескольких правильных ответов из предложенного списка (задания 4, 6, 7, 9, 11, 13, 15–17 и 19).

Количество правильных ответов не фиксировано. Из текста задания очевидно, что один правильный ответ невозможен («укажите ЦИФРЫ, под которыми они указаны»). ФИПИ в цитируемом документе говорит, что правильных ответов может быть от 2 до 4.

Задания 1-3 и 20 могут относиться к любым разделам Кодификатора. Остальные задания закреплены за конкретными разделами: задания 4-6 – «Человек и общество», задания 7-10 – «Экономика», задания 11-12 – «Социология», задания 13-15 – «Политика», задания 16-19 – «Право». Это дает нам возможность в конце курса, когда неотработанным остается только раздел «Право», использовать для повторения стандартные сборники заданий, решая задания по уже освоенным разделам.

Р.S. Во избежание недоразумений: оценивая текущие ответы своих учеников (НЕ входящее тестирование, и НЕ пробные экзамены), я считаю процент правильных ответов, поэтому иду по варианту учительницы из письма — ответ 123 оцениваю в ноль баллов:)