ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗ УЧЕБНИКА БОГОЛЮБОВА

ЧЕЛОВЕК
Человек – биосоциальное существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства (стр. 46)
Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества (стр. 44)
Мировоззрение — целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества (стр.115)
Деятельность — специфический вид человеческой активности, направленный на совершенствование окружающего мира и самого себя (стр.55)
Потребность — переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности (стр.49)
Свобода – возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемыми в рамках существующих общечеловеческих ценностей гражданского общества (стр.78)
Необходимость – то, что обязательно должно произойти в данных условиях; внутренние устойчивые связи предметов и явлений, определяющие их закономерное изменение и развитие (стр.78)
Ответственность – особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу в целом и к другим людям, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм» (11 класс, стр.133)
ПОЗНАНИЕ, НАУКА
Познание — процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром (стр.58)
Знание – форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека (стр.58)
Ощущение – отражение отдельных свойств, отдельных признаков предметов и процессов (стр.60)
Восприятие – целостное отражение предметов в многообразии их свойств (стр.60)
Понятие – мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещи (стр.60)
Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания (стр.60)
Умозаключение – рассуждение, в ходе которого логически выводится новое суждение (стр.60)
Язык – система специальных знаков, имеющих предписанное им значение (стр.60)
Истина – соответствие полученного знания действительности (стр.61)
Ложь — искажение действительного состояния дел, имеющее целью обман кого-либо (стр.63)
Заблуждение — содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное (стр.63)
Наука – творческая деятельность людей, направленная на получение, обоснование и систематизацию новых знаний о природе, обществе, человеке (стр.131)
Эмпирическое знание отражает изучаемый объект со стороны, доступной наблюдению, когда исследователь взаимодействует с изучаемым предметом непосредственно или с помощью приборов (стр.64)
Теоретическое познание имеет дело с логической моделью изучаемого объекта, выраженной специальным научным языком (стр.64)
ОБЩЕСТВО
Общество — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения (стр.7-8)
Общественные отношения – связи, возникающие между социальными группами, этносами, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности (стр.10)
Cистема — упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих целостное единство (стр.187)
Социальные институты — исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества (стр.22)
Прогресс – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному (стр.34-35)
Регресс – движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам (стр.35).
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА
Образование – педагогически организованный процесс социализации, осуществляемый в интересах личности и общества (стр.139)
Мораль — система норм, правил, регулирующих общение, поведение людей и обеспечивающих единство общественных и личных интересов (стр.112); особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними, совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом (стр.122)
Религия – мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы (стр.143)
Искусство – специфический вид духовно-практического освоения и эстетического отношения к действительности (стр.153)